Для тех практиков, которые пользуются теургическим подходом вполне очевидно, что с Божеством нужно сохранять живую эмоциональную связь. Это фактор эффективности в том числе и конкретных магических актов. В культе любого божества связь с покровителем – момент ключевой.
Идеальный вариант – постоянная сонастройка с божеством. Реальный же – сонастройка хотя бы регулярная. Четки являются отличным инструментом для этого.
Я давно уже лелеял мысль разработать четки, посвященные Гекате. В сети эта тема практически не разработана, никакого «каноничного» варианта, естественно, нет. Варианта, где была бы хотя бы мало-мальски продумана символика тоже не нашлось. Пришлось действовать с нуля. Я не претендую на то, что мой путь — единственно верный, но он, как минимум, логичен.
Первая проблема – выбор материала. Она решается относительно легко, так как есть ряд камней и деревьев Гекаты, известных по мифологии и оккультным изысканиям. Так, из деревьев часто выбирают кипарис, как «погребальное» дерево античности. В этом есть определенный смысл, но нужно учитывать, что это узкоспециализированный материал, а Геката – много больше, чем только лишь «загробное» божество. Более универсальным вариантом может быть можжевельник, так как из него делали алтари Селены-Гекаты в греко-египетских папирусах. Кому-то будет ближе дуб или «черное дерево». Причем в древних текстах не очень разбирались в подвидах, поэтому тут надо отдельно исследовать, что именно является «черным деревом».
Я не очень люблю деревянные четки. Предпочитаю каменные. Если обращаться к первоисточникам – то ситуация с камнями несколько более удручающая, чем с деревьями. Но в сегодняшней оккультной традиции сложились определенные воззрения на соотносимость тех или иных камней с Гекатой. Поэтому при подборе камней я опираюсь как на сложившиеся традиции, так и на личный опыт.
Горный хрусталь – один из основных камней, ассоциируемых с Луной в Западной Традиции. Он не полностью является гекатианским (поскольку Богиня несводима только к Луне). Так или иначе он прекрасно раскрывает лунарный аспект и для кого-то может быть идеален.
Морион или очень темный раухтопаз — почти тот же горный хрусталь, но черного цвета. Я лично использовал этот камень в практиках с Гекатой еще задолго до того, как стал задумываться, а, собственно, почему именно морион? На уровне личного восприятия считаю его классическим вариантом.
Обсидиан – вариант близкий к мориону, который подойдет тем гекатианам, которые делают сильный акцент на «горячих» и «огненных» аспектах Богини.
Черный агат – лично мне совершенно не резонирует (вопреки попсовому мнению о том, что он якобы «подходит тельцам»), но некоторые используют этот камень. Так же он стоит сущие копейки.
Лунный камень или адуляр. Главное не спутать его с кусками мутного голубовато-желтоватого стекла, которое выдается за «лунный камень» повсеместно. Для натуральных камней характерен особый блеск, иризация, схожая с таковой у лабрадора. Это хороший вариант для работы с лунарными и «светлыми» аспектами Гекаты. Как правило это более дорогой вариант, чем горный хрусталь.
Лабрадор – камень невероятной красоты, но вполне доступный по цене. Повсеместно ассоциируется с «черной луной» и считается темным близнецом адуляра. Он связан с глубинами, мистицизмом, тайной и погружением, что, на мой взгляд делает его одним из основных кандидатов на роль универсального камня Гекаты.
Иолит – камень, который под разными углами резко меняет свою прозрачность и является этаким естественным поляризационным фильтром. В древности использовался как примитивный компас, и именно эта его путеводная функция делает его отличным камнем Гекаты как богини путей и дорог (Отдельное спасибо Станиславе и Лине за наводку).
Дополнительно можно выбрать огромное количество камней, которые будут соответствовать тем или иным аспектам Гекаты. Не обязательно делать четки только из одного какого-то камня.
Вторая проблема, с которой я столкнулся при создании четок – это количество бусин и их структура. Здесь я решил углубиться в опыт различных традиций и подходов, чтобы понять принципы построения четок.
Из всего многообразия традиций наиболее интересной мне показалась структура католического розария. Не потому что католики, а потому что продумано. Именно католики превратили практику с четками в какой-то особый религиозный фетиш. Традиция работы с розарием у них отточена филигранно, столетиями. Их почитание четок так велико, что они считают, что сама Дева Мария особым образом благословляет всех, кто молится по ним. У них есть мистические тексты, где она напрямую в своих откровениях призывает к чтению розария и считается его царицей.
В их традиции четки — не просто вспомогательный инструмент, но едва ли не один из важнейших факторов спасения как такового. Как бы мы ни относились к католицизму, это крупная традиция с вековыми мистическими институтами и огромным духовным опытом. И то, что у них делается такой акцент на том, что некая божественная Дева весьма покровительствует практике с четками – это весьма интересная параллель. Католики нашли рабочий инструмент, который хорош при любом наполнении.
Естественно я ни в коей мере не экстраполирую этот образ на Гекату, но сам опыт обращения к Ней посредством четок может быть чертовски силен. И, как показал мой опыт, это правда.
Я не стал полностью копировать католический розарий, поскольку его смысловое содержание абсолютно никак с Гекатой не вяжется. Я взял лишь общую идею, некий структурный архетип, а далее уже наполнил его нужным содержанием.
В основу «гекатианского розария» лег мой любимый гимн из PGM IV 2785-2870. А точнее многочисленные имена Богини, перечисляющиеся там. Гимн по структуре трехчастен. Начало его звучит как легкое и нежное обращение к благим аспектам Богини. Центральная часть прославляет торжественные и грозные аспекты, а конечная самые темные и мрачные, находящиеся на грани. Это разграничение весьма условно, поэтому имена из гимна взяты не строго по порядку.
Таким образом сами четки (точнее рабочую их часть) я задумал делать из трех разных камней, общим числом равным количеству упоминаемых эпитетов. Их всего 53, однако число 53 не кратно трём. Сначала я сделал двукратное повторение одного имени, по затем нашел более изящное решение использовать имя собственное Ἑκάτη в качестве 54го. Есть варианты со 108 бусинами на буддийский манер и даже с 300. В моем случае 54 — это структурно обусловленный вариант.
54 бусины я разбил на три равные группы по 18 бусин. Разбиение чисто символическое, не привязаное к конкретным именам и степени «мрачности» аспекта. Для первой группы взял лунный камень, для второй лабрадорит, для третьей иолит. Естественно это правило не строгое. Камни подбираются под индивидуальную практику и на самом деле даже не ограничены приведенным выше списком. Кому-то будут актуальны аквамарины, кому-то сапфиры как символы мистической мудрости королевского достоинства, а кто-то вспомнит «Гермес, Геката. Гермеката» из PGM и включит типично «меркурианский» аметист. При этом не следует увлекаться, надо помнить, что камень выбирается не только под себя, но и под божество. Есть камни, которые подходят Гекате меньше, чем другие. Например, изумруд (берилл) будет явно не по адресу, хотя, допускаю, может быть связан с частным аспектом проявления Богини.
В качестве разделителей я использовал танзаниты, которые придают общему фону четок слегка «высокочастотные», «уранические» ноты (личные энергетические ощущения и резонансы). И добавил одну бусину кианита как символ моря, с которым Геката традиционно издревле связана, хотя сейчас этот аспект полузабыт.
Имена на бусины в процессе создания начитывались следующие
1 группа (Адуляр)
Ἑκάτη — Экатэ (с легким придыханием вначале) — Собственное имя Богини
δέσποινα – Деспойна – «Госпожа», «Хозяйка»;
τριπρόσωπε – Трипросопэ – «Трехликая»;
φαεσίμβροτε – Фаэсимбротэ – «Сияющая для смертных»;
ἠριγένεια – Эригенейя – «Дочь раннего утра», «Рождающаяся утром»;
βασίλεια – Басилейя – «Царица»;
πολύμορφε – Полиморфэ – «Многоформенная»;
οὐράνια – Урания – «Небесная»;
ταυροκάρηνε – Таурокаренэ – «Быкоглавая»;
φιλήρεμε – Филеремэ – «Любящая странствовать»;
ταυρωπος – Тауропос – «Подобная быку»;
ίοχέαιρα – Иохеайра – «Мечущая стрелы»;
τετραοδῖτις – Тетраодитис – «[Богиня]Четырех дорог», «Четырехдорожная»;
τετραπροσωπος – Тетрапросопос – «Четырехликая»;
τρικάρανε – Трикаранэ – «Трехголовая»;
τετραώνυμε – Тетраонимэ – «Четырехименная»;
τρίκτυπε – Триктюпэ – «Трехзвучная»;
τρίφθογγε – Трифтонгэ – «Трехгласая»;
2 группа (Лабрадор)
θρινακία – Тринакия – «Пребывающая в трех ипостасях»;
τριαύχενε – Триаухенэ – «С тройной шеей»;
τριοδῖτι (ς) – Триодитис – «Трёхпутная», «Трёхдорожная»;
ἐλαφηβόλε – Элафеболэ – «Оленеубийца»;
νυκτοφάνεια – Нюктофанейя – «Ночное светило», «Свет ночи»;
ἀθάνατος – Атанатос – «Бессмертная»;
καλλιγένεια – Каллигенейя – «Прекраснорожденная»;
πολυώνυμε – Полюонимэ – «Многоименная»;
κερόεις – Кероэйс – «Рогатая»;
ταυρῶπις – Тауропис – «Туроликая»;
γενέτειρα – Генетейра – «Родительница»;
παμμήτωρ – Памметор – «Мать всего», «Всемать»;
ἀέναον – Аэнаон – «Вечная»;
δαμνομένεια – Дамноменейя – «Главенствующая сила»;
δαμασάνδρα – Дамасандра – «Повелительница людей»;
δαμνοδαμία – Дамнодамия – «Повелительница повелителей»;
λιμενῖτις – Лименитис – «Богиня гаваней»;
ἐνόδια – Энодия – «Дорожная», «Перекрестная»;
3 Группа (Иолит)
νερτέρια – Нертерия – «Находящаяся внизу», «Подземная»;
νυκτίβοη – Нюктибоэ – «Кричащая в ночи»;
ὀρίπλανε – Орипланэ – «Блуждающая по горам»;
ἀϊδωναία – Аидонаия – «Богиня Аида»;
νύχια – Нюхия – «Ночная»;
σκότια – Скотия – «Мрачная»;
δασπλῆτις – Дасплетис – «Грозная», «Страшная»;
ὀλέτις – Олетис – «(по)Губительница»;
ὀφεωπλόκαμε – Офеоплокамэ – Прибл.: «Опоясанная змеями»;
αίμοπότις – Аимопотис – «Пьющая кровь»;
ζωνοδράκοντις – Зонодраконтис – «Окруженная змеями»;
θανατηγός – Танатэгос – «Смертоносная»;
καρδιόδαιτε – Каридиодайтэ – «Пожирающая сердца»;
φθορηγενής – Фторэгенэс – «Приносящая разрушения»;
σαρκοφάγος – Саркофагос – «Пожирающая мясо»;
ἀωροβόρος – Аороборос – «Безвременнопожирающая», «Пожирающая безвременно умерших»;
καπετόκτυπε – Капетокутюпэ – «Разоряющая могилы»;
οἰστροπλάνεια – Ойстропленейя – «Ввергающая в безумие»
Каждая бусина фиксировалась разделяющим узелком. С одной стороны, это может интерпретироваться как примитивная магическая «закрепа» для закладываемого смысла, с другой тут есть чисто практический смысл. Зафиксированная узелками бусина будет меньше ездить, а значит меньше тереть нить, вследствие чего четки дольше прослужат. Но даже если четки вдруг порвутся – упадут лишь одна-две бусины, а не все сразу. Единственным огорчением для меня было то, что я не смог освоить тройной спиральный узел, благодаря которому четки были бы на 3-4 см длиннее и я смог бы носить их на шее.
Освящались четки с помощью специальной вариации литургии Гекаты моей разработки. Вы можете использовать любой принятый в вашей индивидуальной практике ритуал. Центральной частью было отдельное начитывание священных имен на каждую бусину (это делалось и во время физического создания тоже).
Смысл каждого из имен Богини – это одна из возможных практик. Вариантов работы может быть великое множество, но об этом нужно говорить отдельно. Сейчас я не готов подробно рассуждать об этом. Но общая суть и логика того, как и почему я создал для себя именно такие четки, думаю, понятна. Предварительно могу сказать, что опыт работы с ними действительно интересен. Даже человека, заземленного он может легко «унести». Когда я попробовал начитывать на четки одну из наших внутренних ковенских молитв Гекате, сильные ощущения появились уже на 5-7 бусине, что не характерно для моего восприятия в принципе. Однако выработка какого-то общепринятого формата обращений к Гекате с помощью четок это дело будущего.