Геката является одной из самых неоднозначных богинь как в древнегреческом пантеоне, так и в современном неоязыческом/оккультном движении. Однако если взгляд древних на богиню был достаточно многогранен, то сегодня преобладает взгляд с тех или иных радикальных позиций. Одни пытаются «сатанизировать» ее культ, рассказывают зловещие истории о том, что она жена Люцифера или представляют ее как некий черномагический инструмент для уничтожения своих противников. Другие напротив представляют ее покровительницей фей и феминисток, пишут стихи в духе вульгарной неовикки.
Существует несколько закрытых культов Гекаты в русскоязычном пространстве, однако о них крайне мало известно. Чаще Гекату почитают практики-одиночки. Но среди всего этого многообразия, мало кто предпочитает о ней писать.
По этой причине в русскоязычном пространстве Интернета долгое время было не так уж много публикаций, которые охватывали бы проблему богини и ее почитания достаточно широко. Сейчас ситуация постепенно улучшается. Выходят прекрасные переводы исследований и древних текстов. Отдельно хотелось бы отметить работу Анны Блейз и ее перевод работы Стивена Ронана по Халдейской Гекате и еще книгу Станиславы Войцеховской: одну из первых крупномасштабных работ в России.
Из старых относительно интересных трудов на эту тему можно выделить статью Галины Бедненко. Есть несколько советских научных публикаций, найденных мной в старых сборниках журналов. Из них я хотел бы особо отметить крупную статью Л.И. Акимовой «Новый памятник скульптуры из Пантикапея (К проблеме гекатейонов)».
Иностранная литература, посвященная Гекате, как среди практиков, так и среди ученых более обширна. Особенно хотелось бы выделить работы Сориты Д’Эсте, которые не являются академическим исследованием, но в которых задействовано такое количество первоисточников по Гекате, какого я еще не видел нигде. Существуют так же многочисленные научные статьи и крупные монографии немецких, французских и многих других исследователей, целиком посвященные богине, многие из которых не переведены на русский язык.
Греческие магические папирусы - целый корпус источников по Гекате и позднеантичной магии до сих пор не имеет полного перевода. В целом, на сегодняшний день ситуация с Гекатой выглядит достаточно удручающе. Редко появляются новые исследования, практические наработки или просто авторские блоги. Практики предпочитают либо закрывать свои наработки от всех желающих, либо же раз за разом пересказывать информацию, гуляющую по интернету последние лет 10. Не стоит и говорить, что зачастую эта информация далеко не самая качественная. Несмотря на эту проблему, культ Гекаты среди оккультистов настолько популярен, что едва ли не ежегодно появляются очередные «посвященные древних таинств», объявляющие свою систему полученной от неких «исконных жрецов», тогда как по факту она является плагиатом других сетевых опусов. Мало кто на сегодняшний день не опирается непосредственно на античные тексты. Несколько лет назад можно было почти уверенно сказать что этого не делал никто. Сегодня, по счастью, ситуация стала значительно лучше.
Таким образом, основная цель данной работы — анализ ведущих тенденций развития культа Гекаты в свете древних первоисточников. Вначале мы рассмотрим древнейшие источники по культу Гекаты, затем корпус позднеантичных материалов. Читатель увидит, какие черты культа менялись, а какие столетиями оставались неизменны. Насколько это возможно, будет проведен разбор того, каким образом имеющиеся сложности и противоречия обусловлены историей, культурой и социумом того времени.
В связи с этим, при написании данной работы, я частично отошел от формата, характерного для исследований оккультного толка в сторону большей академичности, чтобы осветить проблему наиболее широко и объективно.
Хронологически я беру весь период, когда Геката почиталась и это отразилось в тех или иных источниках – с VII века до нашей эры (эпохи появления первых письменных упоминаний) по VI век нашей эры (общее угасание античного язычества). Территориальные рамки распространения культа Гекаты в обозначенный период не ограничиваются строго Грецией и Римом. Как мы увидим далее, следы культа находят далеко за их пределами.
Количество упоминаний Гекаты в первоисточниках колоссально. За два года исследований я открыл, и продолжаю для себя открывать все новые и новые упоминания.
Как правило, эти источники абсолютно различны, за тысячу лет истории накопившие множество противоречий. Некоторые из них сохранились крайне плохо, иные прекрасно. Но даже там, где сохранность плохая – можно увидеть многое. В этой главе мы рассмотрим тексты доэллинистического периода, и немного коснемся раннего эллинизма.
Самое древнее упоминание Гекаты есть в Теогонии Гесиода. Текст, который датируется примерно VII веком до н.э. В более старых эпосах Гомера мы не встречаем ее имени, хотя и не факт, что греки совсем ее не знали.
Более того, в Теогонии фрагмент, упоминающий непосредственно Гекату, выглядит в свете основного текста несколько странно. Не являясь олимпийским божеством и дочерью Зевса, ведущая свое происхождение, по другим текстам, от титанов - она получает честь, едва ли не большую, чем остальные греческие боги: «ее перед всеми Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей… Более всех почитают ее и бессмертные боги…».
Считается, что этот момент является вставкой в исходный текст. Но кем и когда она была сделана? Рассматривая эту ситуацию в историческом контексте, можно предположить, что здесь имело место политическое влияние Малой Азии. Однако какие элиты того времени представляли это влияние? Этого не знает уже никто. Исследователь греческой религии Мартин Нильссон предполагает, не только политические, но и культурные пересечения.
По его версии, на тот период у самих греков не было глобального божества, которое бы удовлетворяло потребности простого народа в контактах с потусторонним. Поэтому «вакантное место» было заполнено божеством соседнего народа. Очевидно одно. Культ Гекаты активно пропагандировался среди греков в VII-V веках и были заинтересованные в его продвижении силы. Причем, судя по тексту Гесиода, их амбиции простирались едва ли не на высшую власть. Впрочем, в силу того, что жречество никогда не было в Древней Греции целостным и политически значимым сословием, верховной богиней Геката так и не стала. Однако старания прошли недаром, и богиня прочно закрепилась в античном пантеоне более чем на тысячу лет. Так же существует версия, что фрагмент в Теогонии – появился значительно позднее, чем сам текст Гесиода. Тогда и Гекату греки могли узнать на сотню-другую лет позже. Однако это лишь версии.
Происхождение самой богини вызывает много вопросов. Большинство исследователей склоняется к тому, что сама по себе Геката происходит из Карии, которая ныне находится на территории современной Турции. Нильссон в защиту этой версии приводит пример: «именно в этом регионе личные имена, в которые входит ее имя, часто встречаются в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны». Что касается сведений о Гекате из самой Карии, то здесь мы не располагаем никакими преданиями или мифами. Материалы археологических раскопок в этом регионе довольно скудны и публикуются преимущественно на турецком языке. Развитой письменности у карийцев до прихода Гекаты в Грецию скорее всего не было. Турецкие исследователи признают фрагмент Теогонии как первое письменное упоминание о Гекате.
Однако есть некоторые сведения, которые могут пролить свет на древние истоки ее культа. В качестве зон влияния на генезис образа богини почему-то очень любят называть Месопотамию или же, следуя за оккультистами XX века, Египет. Если бы Геката была исконно греческим божеством, то это было бы логично. И в целом этот вариант нельзя полностью исключать, однако в отличии от Греции на Карию с древности сильно влияло хеттское царство. В пантеоне хеттов и их ближайших соседей хаттов, не существует строго аналогичного Гекате божества. Однако я предполагаю, что возможно был некий прототип. Этой же версии придерживается Стивен Ронан, выдвигая предположения о возможном преломлении образа сирийско-месопотамской богини Атаргатис.
Другим значимым источником является Гомеровский гимн «К Деметре». Конечно же, эти гимны не имеют отношения к Гомеру и даже к его эпохе. Они были составлены позже, в период с VII по II века до нашей эры неизвестными авторами. Геката здесь выделяется как участник знаменитого мифа о Деметре и Персефоне. Этот миф, как считается, лег в основу Элевсинских Мистерий. Согласно гимну, Геката помогает Деметре отыскать ее дочь, Персефону, украденную Аидом. И ее роль, описанная в этом гимне очень ценна как показатель теологии греков, так как раскрывает пограничные черты Гекаты.
Здесь содержится явное указание на ее подземную природу, которая не была акцентирована в Теогонии. Без помощи Гекаты Персефона не может преодолеть границ миров, и поэтому она вынуждена полагаться в данном вопросе на нее. Данный источник был достаточно авторитетен для греков, и мы далее увидим, что более поздние материалы ссылаются на него.
Много сведений о том, как почиталась Геката в простонародье, нам дают комедии Аристофана. Для иллюстрации приведу несколько фрагментов. Комедия Фесмофорий: «Клянусь пресветлою Гекатой, шельма ты» - ругается один из персонажей, Комедия Лисистрата: «А когда Гекатин праздник справить захотелось мне. И товарища к детишкам от соседей пригласить, Благонравного ребенка, беотийского угря, – Нет! – сказали мне…», комедия Лягушки: «И ты, дочь Зевса, смолистые факелы в руках подымая, Геката, явись, озари Глики дом! Я войду, Все добро перерою…».- так же аналогичные упоминания существуют в других комедиях автора.
Комедии Аристофана, естественно, не являются ритуальными текстами. Полные иронических уколов, эти тексты ценны тем, что иллюстрируют нам отношение к богине сложившееся у небогатых свободных людей. И здесь она предстает перед нами как светоносное божество, в ее честь устраивают праздники с детьми, водят хороводы, в ее святилищах оставляют еду для бедных. Простые люди любят Гекату и считают помощницей и охранительницей во многих бытовых сферах. В комедиях именуют ее даже дочерью Зевса, что с одной стороны иллюстрирует нам отношение простого грека, а с другой, возможно, вдохновлено той самой вставкой в Теогонию, где ее пытались максимально приблизить к Зевсу. То, что ее так зовут, показывает, что в эпоху Аристофана в народе Геката уже не была какой-то «особенной» или «чужой» богиней. Она так же не была мрачным призраком кладбищ, какой мы ее увидим в более поздних текстах. Хотя уже тогда Геката была связана с колдовством.
Черты Гекаты как мрачного божества, связанного с мертвыми, стали впервые появляться в орфической религии: «Ту примогильную славлю, что буйствует с душами мертвых», как гласит гимн. Примерно здесь мы видим, как образ Гекаты постепенно поглощается культом Артемиды. Следы этого поглощения будут присутствовать практически во всей античной традиции до самого конца.
Сейчас же стоит сказать несколько слов о феномене «орфической религии». Сложно сказать, было ли это в строгом смысле религией, мистическим движением или чьим-то частным творчеством. Феномен орфизма весьма запутан и противоречив. Мы имеем достаточно большое количество текстов хорошей сохранности, однако в античной литературе существует слишком мало конкретных упоминаний о последователях этой религии. Вероятно, орфизм был своего рода «Сектой» или «Эзотерической традицией», не имеющей строгой централизации. Это объясняет ряд странностей и расхождений в орфических текстах.
Если же смотреть в целом, затрагивая, в том числе, и орфические теогонии, то мы видим, что эта система мифологии во многом противостояла официальной Гесиодовской версии происхождения богов и мира. Так, например, согласно некоторым орфическим текстам Эрот в образе Зевса сотворил богов . Вероятнее всего Эрот тут понимается не как мифический сын Афродиты, но символически. Как сам дух жизни, единственно способный к порождению вещей, а Зевс здесь, как Отцовская сила указывает вещам место во вселенной. Подобный мистицизм роднит орфиков с более поздними мистическими течениями античности. Впрочем, справедливости ради замечу, что последние нередко будут черпать вдохновение именно из орфической литературы. Философские трактовки орфизма мы встречаем, к примеру, у Порфирия. Орфическая и пифагорейская литература сильно повлияла на формирование эклектики, характерной для неоплатонической философской теологии.
Последним в нашей базе древнейших источников будет Аполлоний Родосский, который родился уже в эпоху эллинизма и был скорее поэтом и литератором, нежели богословом или религиозным деятелем. Его отчасти коснулся религиозный синкретизм своей эпохи. В своей «Аргонавтике» он подробно описывает Медею как жрицу Гекаты, так же касается темы обрядов и зелий. В его работах важно то, что образ Гекаты становится более мрачным, при ее появлении нимфы в лесах прячутся по оврагам, Геката — это «Ужас-богиня», с которой лучше не сталкиваться. Но при этом я бы не стал говорить о демонизации образа богини. Что примечательно, более древний источник, Еврипид, не уделяет такого внимания образу Гекаты, и не рисует ее настолько мрачным божеством.
В целом, если подводить итог по раннеантичному культу Гекаты, то до эпохи эллинизма она мыслится в первую очередь как благая богиня, защитница детей и человеческого домашнего уклада, несущая свет. Возможно она уже играет роль в тайных мистериях как подземное божеств и богиня колдовства. Ее имя появляется в колдовских табличках с проклятиями ближе к эпохе эллинизма. Интересно то, что изначально Геката, по всей видимости, не была никак связана с Луной. Ее трехликость, появившаяся в статуях примерно в V веке до нашей эры, скорее является показателем того, что она смотрит в трех направлениях одновременно, однако не является олицетворением трех фаз луны, как это стало принято считать позднее.
Поздняя античность (которая в нашем исследовании применительно к культу Гекаты условно приходится на период с I в до н.э. по V в н.э.) богата бесчисленными синкретическими культами, появившимися в эпоху эллинизма. Зарождение раннего христианства и гностицизма так же оказало огромное влияние на всю культуру того времени. Культ Гекаты в тот период невероятно распространился. Ее статуи и святилища находят, но на территории современной Франции, Австрии, Румынии. Самые восточные следы культа были найдены в Пантикапее близ Керчи.
Источники этого периода являются наиболее сложными, многоплановыми и противоречивыми. Можно сказать, что одновременно развивается несколько традиций почитания Гекаты. Чтобы понимать, о чем речь в источниках этого периода, нужно хорошо знать контекст их появления.
К сожалению, данное исследование не позволяет подробно углубиться в описание эпохи. Замечу лишь, что появление многих источников, философских и религиозных учений, культов, их трансформация происходили в среде острых социальных и культурных противоречий, связанных с взаимным отрицанием язычества и христианства. Наиболее сложные и яркие источники, упоминающие Гекату в этот период можно разделить по двум основным группам: работы неоплатоников и магическая литература. Первая из этих групп крайне неоднородна. Неоплатонизм разрывало противоречие между строго философским упражнением ума и тенденцией к мистицизму и магии. Продуктом этого противоречия являлась теургия, которая во многом сочетала в себе философские упражнения и мистическую практику.
Что касается «магической литературы» Наиболее иллюстративным и загадочным источником для нас являются «Халдейские оракулы». Происхождение этого текста приписывается некоему Юлиану Теургу или же его отцу Юлиану Халдею (а то и вовсе им обоим), оба они были полулегендарными магами, о которых мы достоверно не знаем практически ничего. Сам текст «оракулов» был утрачен в античности и до нас дошел в виде реконструкции по различным трудам позднеантичных мыслителей; благодаря их ссылкам, цитатам и комментариям. Кроме того, этот текст сам по себе был до крайности туманен. В целом, он выдает некоторое влияние платонизма и характерную для этого учения систему высшей триады. Известно, что он оказывал большое влияние на многих неоплатоников, в частности на Прокла Диадоха, возможно так же на Ямвлиха. Подробнее о культе Гекаты из оракулов писал С. Ронан.
Имеющийся у нас сегодня текст даже после длительного изучения остается крайне темным. Очень хорошо его характеризует комментарий из самих Оракулов: «[Пусть] бесполезный упорствует ум в постижении [правды], ты причастишься тому, что за гранью ума пребывает» - намекая на то, что данный текст не поддается аналитическому осмыслению. Однако будучи продуктом своей эпохи, он несет целый ряд ее черт. Афонасин Е.В. В своей статье «Халдейские Оракулы» пишет: «…[неизвестно,] возникли ли эти оракулы в результате серии «медиумических» сеансов или же были сознательно написаны в здравом уме, остается фактом то обстоятельство, что, как саркастически замечает Джон Диллон, «боги, которые вещали устами Юлиана (отца или сына), сами находились под сильным платоническим влиянием» (Диллон 2002, 378)»
В этом отношении довольно точно и лаконично Халдейские Оракулы охарактеризовал А.Ф. Лосев: «Произведение это появилось в начале III в. и в философском отношении представляет собой эклектическое сочетание орфико-пифагорейских текстов и стоически-платонических тенденций с примесью новейших тогда сотериологических исканий». В целом сам исследователь относился к Оракулам с крайним скепсисом.
Откуда в Халдейских Оракулах взялась Геката – ученые не могут точно установить до сих пор. Если внимательно вчитаться в текст, становится отчасти понятно, что речь идет о некой оккультной модели устройства космоса и духовной иерархии, которая этот самый космос пронизывает сверху до низу, а также о том, как можно вознести свой дух в рамках этой модели. Я не буду здесь касаться подробного разбора данного текста, поскольку нас интересует исключительно роль Гекаты в общей картине. Для наших целей будет достаточно лишь самого общего представления о системе духовной иерархии Оракулов.
Высшую природу и верхушку иерархии здесь представляет некий трансцендентный Отец, от которого исходит Сила и Ум. Сила здесь некая энергия Отца, его Воля, неупорядоченная и хаотичная. Ум – это то, что упорядочивает, направляет Силу в нужную сторону (согласно тексту – на материю). От Ума происходит Любовь. Любовь здесь понимается не как сентиментальное чувство, а как космическая сила, выражающая стремление вещей к единству в среде, где предметы, по всей видимости, уже имеют некоторую дифференцированность (благодаря работе Ума). Фактически здесь мы видим космогонию, соединяющую миф и философию.
В тексте нет прямых указаний на появление Гекаты и ее место в иерархии. Однако точно можно сказать, что она является второй после Отца и, скорее всего той самой «Силой». Ей принадлежит некое пламя: «Действенный дар жизненосного Пламени, что наполняет также Гекаты [таинственной] животворящее лоно...» Далее текст обрывается и мы имеем ряд разрозненных отрывков из которых можем сделать вывод, что Геката каким-то образом имеет отношение к нисхождению огня в материю. Второй фрагмент, говорящий о Гекате – еще более темен. Приведу его полностью:
«50. Отчие центр и средина доверены [власти] Гекаты.
51. Правая ведь сторона из частиц в пустоте производит каплю души порождающей, животворящую вкупе свет и огонь, и эфир, и само [бесконечное] небо.
52. В левом пределе Гекаты начало берет добродетель, коя в себе остается цела и невинность не бросит.
53. ...с замыслом Отчим в согласьи, [вот], я - душа - растекаюсь теплом, оживляя весь [космос].» - не совсем понятно, откуда берется левая и правая сторона, если Гекате доверен только центр. Можно предположить, что речь идет о правой и левой стороне центра. Так или иначе, мы знаем только то, что эти загадочные стороны находятся под властью Гекаты и зачем примерно они нужны. Есть так же прямое указание на то, что из этих пределов исходит нечто, одухотворяющее космос, делающее его живым.
Таким образом, Геката в Оракулах радикально отличается от всего того, что знала о ней античность. Фактически здесь она уже и не языческая богиня, а своего рода деятель, который одухотворяет космос и способствует проникновению тонких материй на более грубые уровни бытия, где они будут иметь последующие воплощения. Несмотря на отход от языческой картины мира, это согласуется с ее ролью как божеством пределов и границ между мирами. Скорее всего автор Оракулов отождествлял Гекату с Реей-Кибелой, и мы еще ее коснемся.
По логике следующей группой источников, которую я рассмотрю, будут упоминания Гекаты у неоплатоников. Большая часть из них, так или иначе, соприкасались с Халдейскими Оракулами. Но прежде стоит сказать несколько слов о неоплатонизме. Само по себе это течение было строго философским. Его основоположник, Плотин, был чужд всякому мистицизму и рассматривал преимущественно абстрактные материи и закономерности. Мистицизм, магия и теургия появляется уже в работах следующего поколения, среди его учеников. Они тоже понимали божественное в философском смысле. Неоплатонизм был увлечен идеей Духа, его структуризацией, описанием и структурированием логосов и эманаций. С одной стороны, иногда мы видим там бесконечное теоретизирование, однако были и ценные теологические выкладки, и даже практика. С этой точки зрения в первую очередь нас здесь интересует Прокл, Ямвлих и Порфирий. Двое последних имели репутацию могущественных магов и были сторонниками активной ритуальной практики более чем философских умозрений.
Чтобы проиллюстрировать пример подобной теологии, приведу цитату Порфирия по Сорите Д’Эсте. «…той [чистой] сути, что превосходит прочие силы этого тройственного чина животворения, сообразна власть Гекаты; средней силе, порождающей монады, — власть души, а круговращению умных сил — власть Добродетели» - фактически в этом фрагменте мы видим один из множества комментариев философа на текст оракулов. На Халдейские оракулы ссылается так же Прокл Диадох в своих работах. Их влияние заметно сказывалось и на работах Ямвлиха, хотя и в меньшей степени.
Однако вернемся к Порфирию. Он развил толкование образа Гекаты, выходя за рамки «Оракулов». Его культ Гекаты был связан с тремя фазами луны, которым он приписывал определенный символизм: «Но, с другой стороны, луна — это Геката, которая олицетворяет смену ее фаз и зависимость самой ее силы от фазы. Поэтому сила ее предстает в трех формах: как новорожденная луна она облачена в белые одежды и золотые сандалии и держит горящие факелы; корзина, которую она несет, округляясь и полнея, означает рост злаков, подвластный прибыванию ее света; полная же луна предстает как богиня в медных сандалиях…». Так же Порфирий дает нам упоминания о связи Гекаты с животными. По его версии это собака, львица и кобылица и бык/корова.
Следующим мыслителем, который следует в своей теологии за «халдейскими оракулами» можно назвать Прокла. Его работа: «Комментарии к платоновской теологии», во многом посвящена разбору этого текста. Он в духе халдейства отождествляет ее с матерью богов Реей. Фактически это объясняет, почему в своем гимне он обращается к Гекате: «Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!». Почему он это делает? На первый взгляд такое отождествление кажется странным, однако если посмотреть на сам текст «оракулов», то изначально девственная Геката обладает «животворящим лоном», явно материнским атрибутом. Она же порождает души.
Как я уже говорил выше, мы не можем точно локализовать место Гекаты в иерархии «Оракулов», поскольку прямое упоминание об этом, если оно и существовало, вероятно, было утрачено, а Гекат, согласно тексту, может быть несколько на разных уровнях бытия.
Интересен момент, что и Порфирий считает, что верно будет называть Гекату Львицей, однако факт, львы никогда и нигде не были атрибутом Гекаты, зато со львами часто изображают Рею. Более того, Аполлоний Родосский утверждал, что лев – ее священное животное. На основании этого можно сделать очень осторожный вывод, что не у одного Прокла были размыты границы между Реей и Гекатой. Однако у Порфирия сохранилось достаточно много фрагментов про Гекату, но нигде не было прямо сказано, что он отождествлял ее с Реей. Скорее всего в данном вопросе не было единства. Древние люди в целом проще относились к отождествлениями божеств, чем современные.
В трудах неоплатоников так же отразились социальные противоречия эпохи. Так, например, Августин Блаженный приводит фрагмент из Порфирия, где Геката и Аполлон рассуждают о божественности Христа, причем здесь цитируется работа, носящая явный пропагандистско-антихристианский характер. Таким образом, далеко не все тексты поздней античности нужно рассматривать как источники, отражающие реальную теологию того времени.
Интересный фрагмент, явно халдейского происхождения приводит Иоанн Лид: «…Откуда они [т.е., халдеи] производят тайное учение о четырех стихиях и четвероглавой Гекате. Ибо голова огнедышащего коня обращена, несомненно, к сфере огня; голова быка, храпящего, как некий буйный дух, обращена к сфере воздуха; голова гидры, существа едкой и неустойчивой природы, обращена к сфере воды; голова же собаки, карающей и мстительной по природе своей, обращена к сфере земли».
Автор принадлежит уже к VI веку нашей эры, является византийским историком, ведущим традиционное описание сакрального календаря древних греков и римлян. Интересен в первую очередь своими ссылками на не сохранившиеся источники. В данный момент, скорее всего ссылка идет на некоторые не сохранившиеся оракулы и трактовка их в духе близком к неоплатонизму. Автор так же в других местах упоминает некоторые «оракулы» в связи с Гекатой. Он нередко прямо ссылается на «учение халдеев». Это упоминание единственное в истории, которое говорит о четырех ликах Гекаты и в котором встречается эпитет Tetramorphos, однако, вопреки соврменным мнениям, оно никак не связано с фазами луны.
Следующим в списке будет корпус источников магического характера. Здесь мы имеем две группы текстов. Дефиксионы – таблички, на которых были написаны проклятия, и корпус магических текстов, известный сегодня как греческие магические папирусы.
Что касается дефиксионов, здесь все достаточно прозрачно – это колдовство в самом примитивном смысле. Они встречаются приблизительно с V века до н.э. и по меньшей мере до IV века н.э. Подавляющее большинство этих проклятий упоминает хтонических божеств, в большинстве случаев именно Гермеса и Гекату.
Также здесь упоминаются однообразные, преимущественно «подземные» эпитеты этих божеств. Часто употребляются симпатические формулы: «как этот свинец сух и бездушен, так и дела врага моего пусть будут сухи и бездушны». Цель этих табличек всегда прозрачна – нанести вред, проклясть, ограничить врага. Причины, как правило, достаточно бытовые, любовь, деловые вопросы, выяснение отношений, и так далее.
Этот источник показывает нам «теневую» сторону народного восприятия Гекаты. Она была не только светоносной защитницей, но и управительницей потусторонних сил, которые можно было, зная определенные формулы, использовать в своих целях. В позднюю античность эти черты стали куда более заметны. Однако в целом здесь нет информации непосредственно по культу. Мы видим в дефиксионах отсылки и уже известным нам мифам, как, например, рассмотренный мною выше гомеровский гимн «К Деметре» и роль Гекаты в нем. В силу своей связи с потусторонним, как в прошлом, так и сегодня Геката популярна среди разного рода поклонников «черной» магии и «вульгарного» колдовства.
Последний корпус источников, который я рассмотрю это «Греческие магические папирусы» (PGM). Это целая группа позднеантичных текстов магического содержания. На первый взгляд эти тексты абсолютно безумны, добрая половина их – непереводимая тарабарщина в духе: «IO AIE IE IE IE…» и т.д. На сегодняшний день эти тексты далеки от окончательной изученности, большая часть из них не переведена на русский язык. Однако они крайне важны как профессиональная магическая литература, нередко обращенная к Гекате. Авторство их не известно.
Основными целями магических действий из папирусов являются следующие: любовная магия, защита, получение оракулов и прорицаний. Главная сложность этих текстов в том, что они вобрали в себя не только античные течения: неоплатонизм, орфизм, пифагореизм и т.д., но и все остальное, что встречалось в разношерстной культуре своей эпохе. Здесь есть и Христос и Исида и Осирис, и отсылки к гностическим Эонам и все на свете.
Структура описанных в PGM операций во многом напоминает гримуарную магию средневековья. Духи заклинаются сложными именами и при помощи иерархически более высоких духов, используются сложные системы соответствий различных предметов и ингредиентов. Таким образом, в основе PGM лежит система, далекая от привычной нам мифологии, и отличающаяся от неоплатонического мистицизма.
Геката в PGM предстает нам божеством, которое участвует в операциях, направленных на защиту и, что для многих современных людей странно, часто фигурирует в любовных заклинаниях. Она здесь отождествляется с неимоверным количеством божеств. В упомянутых выше заклинаниях использованы такие имена как Диона (которая понимается как Афродита), Персефона, Эрешкигаль, конечно же Селена и Артемида, атрибуты которых вообще размываются так, что их уже нельзя отличить от Гекаты.
Существует ряд специфических рекомендаций, таких как, например, сделать изображение Гекаты и освятить его в крови того, кто умер насильственной смертью или же использовать редкие ингредиенты, такие как, например, глаза летучих мышей 12*. Подробную таблицу с перечислением упоминаний Гекаты в тех или иных заклинаниях PGM приводит Сорита Д’Эсте.
Объяснить подобное разнообразие имен очень сложно с религиозной позиции, но они становятся понятны, если посмотреть на это с позиции магии. Во-первых, данные тексты не имеют общей системы и не являются в строгом смысле единой книгой магии. Они появлялись в разных частях Египта, и их может разделять два, а то и три столетия.
Каждое имя божества здесь несет в себе определенный логос, поток. По этой причине имена были важны и для магов, и для жрецов. Данный источник ставит под вопрос традиционное разграничение божественных сил, оперируя их потоками так, что они сливаются в один конкретный посыл, составленный в соответствии с целью заклинателя. Подобный подход продиктован в первую очередь практическими соображениями, и вывести из него какую-либо систематическую теологию крайне затруднительно.
По «языческим» текстам PGM, очень сложно проследить идею, что есть некий единый бог и эти имена суть его разные ипостаси. Этот подход развивался в каббале и неоплатонизме, авторы папирусов, по всей видимости, не слишком интересовались теоретическим обоснованием своей системы, потому что строгого политеизма там тоже уже не видно.
Боги отождествляются по определенным принципам, однако если отождествление Гекаты с Селеной и Артемидой хотя бы частично обосновано сходством функций, то почему Гекате в любовных заклинаниях приписывались функции Афродиты, и связанные с нею имена – сложно ответить. Рациональных объяснений этому нет, как и материалов, указывающих на связь Гекаты с любовной сферой и Афродитой. Быть может, это показывает некоторую «деградацию», изначального культа, или же логичное развитие орфического религиозного синкретизма. Общий обзор позднеантичных источников показывает, что греки не испытывали каких-то моральных трудностей в вопросах религиозного синкретизма. И таким образом спасённая Артемидой Ифигения легко становится Гекатой, Геката – Реей и Матерью Богов, Янус – Зевсом, а последний – ипостасью Эрота.
Греки вплотную подошли к идее единства божественной реальности, однако полностью не перешагнули ее, оставив в истории многочисленные моно-политеистические гибриды. И Геката здесь не была исключением. За почти тысячелетнюю историю, ее культ менялся, поглощался и трансформировался, иногда раздваивался или сливался с чем-то иным. Он вошел в более поздние гностические тексты и еще много куда. В результате образ богини приобрел массу парадоксальных черт, которые вряд ли можно свести в единую четкую систему.
Литература:
1) Corpus scriptorum historiae byzantinae, в 50 томах. 1828-1897. Т. 29
2) The Greek magical papyri in translation. Ed. H.D. Betz – Chikago&London. The University Chikago Press, 1986.
3) Акимова Л.И. «Новый памятник скульптуры из Пантикапея (К проблеме гекатейонов) / Вестник Древней Истории. 1983 г. №3
4) Аполлоний Родосский. Аргонавтика. - Тбилиси: Мецниереба, 1964.
5) Аристофан. Избранные комедии. - М.: Художественная литература, 1974.
6) Афонасин Е.В. «Халдейские Оракулы» с. 1
7) Гесиод. Полное собрание текстов. М.: Лабиринт, 2001.
8) Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.1 – Харьков: Фолио, 2000.
9) Нильссон М. Греческая народная религия. – СПб.: Алетейя, 1998.
10) Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения. – М.: Эксмо-пресс, 2001
11) Петров А.В. Халдейские оракулы. К проблеме авторства
12) Петров. А.В. Феномен теургии. Философия и магия в античности. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2003.
13) Порфирий. Сочинения. - СПб.: Изд. СПБГУ, 2011.
14) Прокл Диадох. Комментарии к платоновской теологии. – М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2012.
15) Сорита Д’Эсте и Дэвид Рэнкайн. Геката: пограничные обряды. Пер. Анны Блейз
16) Тахо-Годи А.А. Античные гимны. – М.: изд-во Московского университета, 1988
(с) Андрей Сова