Когда я писал эту статью, я вдруг понял, что читать ее будут как люди практикующие, так и не очень, «Кто все эти люди, что они говорят, о боже, они еще и колдуют?!» — поэтому я очень постарался чтобы он давал пищу для размышлений всем. И тем, кто в теме, и тем, кто не очень.
Мы будем говорить о ритуале, о том, из чего он состоит, и от чего зависит его так называемая «рабочесть». Не ждите от этого повествования готовых и универсальных схем. Я знаю, все их любят, но здесь это так не работает. Я сторонник того, чтобы дать человеку удочку, а не рыбу. В магии это единственно возможный путь.
Итак, поговорим о ритуале, его структуре и от чего зависит его эффективность в целом. Однако для начала определимся, что именно считать ритуалом.
Исходя из энциклопедического определения: «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к.-л. утилитарного или самоценного значения»
То есть это некая совокупность действий, имеющая символический смысл. Не обязательно, к слову, магический. Рукопожатие тоже ритуал. Но ритуал бытовой отличается от ритуала магического. Нас интересуют в первую очередь последние. В магии ритуал характерен тем, что у него есть утилитарное значение. Когда мы, к примеру, идем порчеганить на кладбище, вряд ли мы идем делать это по приколу.
(Хотя я знавал людей, которые делали массовые порчи на рандомных людей, просто чтобы была хоть какая-то личная статистика)
И на этой радостной ноте мы переходим к крайне тролльной теме «рабочести» ритуалов. Я больше всего на свете люблю практиков, которые будут с пеной у рта доказывать, что рабочесть ритуалов это какая-то объективная характеристика. Увы, это нечто из области «Есть ли Бог?». Научно такие моменты пока никто еще это не доказал, и не опроверг. Учитывая, что львиная доля оккультных ритуалов обращена как раз к Богам – этот вопрос становится еще более веселым.
Но при этом объективный факт: по опросам фонда «общественное мнение», только в России верующими себя считают больше чем три четверти населения, что намекает на значимость этих вещей независимо от их эффективности. Однако, это уже философия. Вернемся к теме рабочести.
По-хорошему, задаваться вопросом, работает ли ритуал – не нужно в принципе. Это ваш личный, ваш интимный контакт с Силами. Говорить о «рабочести» его на мой взгляд примерно так же неправильно, как задаваться вопросом о «рабочести» Моны Лизы или рабочести иконок на бардачке.
Понятное дело, что вопрос «рабочести» интересует в первую очередь практиков, ориентированных на коммерцию. Это можно понять, но и тут доходит до абсурда. Общеизвестно, что на лекарства нет 100% гарантии эффективности, даже на презервативы нет 100% гарантии, а НА ОБРЯД ПОТОМСТВЕННОЙ ВЕДУНЬИ БАБЫ МАРФЫ ВНЕЗАПНО ЕСТЬ. Конечно, мы, ковен, тоже не чужды коммерции, но говорить о 100% эффективности считаем просто неуважением к нашему клиенту.
Тем не менее, если нельзя доказать что-то научно, это вовсе не значит, что оно не работает. Колдовали десять тысяч лет назад, колдуют и сейчас. Сложились определенные традиции, эмпирические наблюдения. Есть огромное количество личного опыта. Все эти факторы могут существенно повлиять на эффективность ваших ритуалов.
К сожалению, если вы серьезно и академично решили вкопаться в эту тему – у вас волосы дыбом встанут, потому что эта задача сродни попытке систематизировать бредни душевнобольных в дурке размером с Москву. Тем не менее, даже тут ничего невозможного. Существуют вполне адекватные люди, и попытки как-то разобраться.
Если задуматься — все вышесказанное может показаться пропагандой атеистического скепсиса, и я тут вас разубеждаю лезть в оккультизм как таковой. На самом деле нет. Я как раз по уши в этом самом оккульте, стремлюсь честно следовать путями своей Богини, и ритуалы свои провожу искренне и от всего сердца. И чертовщинки повидать на своем веку довелось немало. Так что пусть оно недоказуемо — в эффективности некоторых вещей я совершенно убеждён. Как и весь наш ковен.
Так вот если рассматривать вопрос эффективности ритуала, не с научной точки зрения, а с точки зрения магических традиций и личного опыта – сложились определенные общие моменты, которым следовать эффективнее, чем не следовать.
Все, что я скажу дальше, это не непреложные догмы, а, скорее, иллюстрация определенного стиля мышления и личный опыт многих.
Первый и главный критерий рабочести ритуала – это сам практик. Что отличает практика от непрактика? Вопрос спорный. Примерно то же, что труЪ гота от не труЪ, если кто помнит эти форумные дискуссии 2007 года.
По моему мнению, для практика характерен определенный стиль мышления. Его картина мира исходит из других посылок, нежели картина мира обывателя. Эффективен практик настолько, насколько он реально включен в свою картину мира.
Что характерно для картины мира практиков? Я, наверное, не буду говорить за всех, потому что под словом «практик» можно понимать, как последователя Гурджиева и Блаватской, так и почитателя Ктулху в сатанопотоке. Как высокодуховного медитатора, так и погостную ведьму.
Скажу за себя и за ковен. В нашем понимании практик исходит из того, что все в мире пронизано некими незримыми связями. Как именно это работает и в каком соотношении пронизано – это уже вопрос конкретных правил игры, и каждая традиция их устанавливает по-своему. Но условно, когда некая злобная ведьма делает куклу вуду, и кладет туда волосы или ногти своего недруга – она исходит из того, что между ними есть некая связь. Или, когда какой-нибудь высокий медитатор рассказывает о карме, он исходит из посылки, что существует некая связь между разными воплощениями, людьми и их поступками. И эта связь более очевидна, чем в картине мира обывателя. Или допустим астролог, который видит связь между движением планет по небу и событиями в жизни. Есть еще масса примеров этих тайных связей.
Но понимать существование оных – одно дело. А другое дело как применить это на практике? Одно дело, когда ты эти связи предполагаешь, а другое, когда ты их постоянно чувствуешь, как потоки Силы. Вот здесь как раз та тонкая грань между магом и философом. Наш условный маг включен в эти потоки. Он их видит и ощущает, и может ими манипулировать настолько хорошо, насколько крепка его включенность в эти связи, иными словами, насколько он посвящен.
Важный момент. В этих связях задействованы все, простые люди тоже. Но простые люди этого не видят, не чувствуют. Они как бы внутри системы. Но именно магия, почти в любом своем проявлении учит сознательно с этим работать. Любое магическое воспитание и обучение начинается именно с этого. Сперва ты изучаешь какую-то мифологию или систему, затем пытаешься воздействовать на мир с помощью ее инструментов. У тебя ничего не получается. А потом, углубляясь, ты вдруг обнаруживаешь что твои собственные переживания внезапно достроили недостающее звено, и абстрактные магические символы того же Таро для тебя не просто зазубренные значения, но реальное течение энергии, которое ты можешь обнаруживать в повседневной жизни.
Зачем нужны все эти тетрактисы, древа сфирот, мировые древа и прочие символы наподобие пентаграмм, гексаграмм, крестов и так далее? Зачем карты Таро в магическом смысле? Зачем астрология? Это своего рода «карты» различных направлений и потоков. Чем глубже мы их изучаем, чем плотнее сопоставляем с повседневностью, тем лучше различаем эти потоки. В итоге у нас формируется особая, непонятная другим картина мира, которая тем не менее, позволяет видеть дальше, чем видит обычный человек. И действовать исходя из этого.
Аналогичную функцию играет мифология. Даже простое ее изучение меняет мышление человека, и оно уже постепенно начинает интуитивно чаще улавливать Силу. Ну а уж если он сознательно структурирует это и включает в практику — тем лучше.
Поэтому, когда речь заходит о «рабочем ритуале» — все сразу орут мол, ну это надо искать в деревнях в тайных черных книгах или у зловещих тёмных гуру и бла бла бла.
На самом деле, эффективность зависит от практика и направления его работы. Вряд ли у меня будут хорошо работать самые мощные ритуалы Лилит. Я к Лилит почти никогда не обращался, и не особо хочу, если честно. У меня нет с ней резонанса. Поэтому и говорят, что абы какие ритуалы из Интернета – не канают. Нужно хотя бы базово понимать, что, как и почему. Желательно с позиции определенной традиции, которая дает некую картину мира. Поэтому повторюсь, первым и главным компонентом ритуала будет практик. Он же будет залогом его практичности.
Однако есть второй момент, вытекающий из первого. Структура ритуала. Символическая схема Высших лекал, по которым строится сам ритуал. Сама структура ритуала, будучи грамотно построенной, уже в некотором роде соединяет нас с Силами.
Есть несколько структурных моделей. Самая простая это одночастная. Ритуал в одно действо. Шепоток какой-нибудь или нечто самое простое из области слов и действий. Самые простенькие ритуалы, самые нетребовательные к структуре, поэтому всякие заговоры в духе «икота икота поди на федота» используют повсеместно.
Есть трехчастная схема. Это банально: начало, кульминация и завершение. Обычно это выглядит как открытие, основное действо и закрытие. Сильно в метафизику числа три вдаваться не буду, это общеизвестные вещи.
Но иногда этого мало, поскольку есть ряд нюансов. Ритуал — это помимо всего прочего, отражение определенной мифологемы. И когда мы читаем даже одночастный заговор в духе: «выйду не помолясь, зайду в кабинку не перекрестясь сяду на бел горюсь камень алатырь и сделаю свое страшное дело» – мы уже рисуем определенный миф. По сути карту течения Силы. Для более полного понимания, приведу пример Великого Ритуала в понимании ковена.
Для сложных мистерий, наша ковенская система предполагает 8 частей по 8 праздникам колеса года. Идея восьмичастной структуры изначально не наша, но мы ее нашли удобной и оптимизировали под себя. По этой структуре строится как наша практика в течение года, так и отдельно взятые мистерии.
1. Первый этап символически представляет собой праздник Самайн, начало года/ритула с нуля — открытие храма, посвящение его определенной цели, идее, мистерии и т.д.
2. Второй этап символически означает Йоль. В нашей традиции Йоль это мистерии Кроноса – мрачное божество с серпом. Это этап отсечения всего излишнего, изгнание мешающих факторов, оптимизация пространства под работу.
3. Имболк в нашей традиции праздник Великой Матери в нашей традиции. Мы воздвигаем круг, «порождаем» первотенции, закладываем собственно ритуальное пространство.
4. Остара — мы очищаем и освящаем Семя делания (в данном случае «семя» — это сами операторы), таким образом подготавливая себя к работе в ритуальном пространстве.
5. Белтайн — символически «свадьба» или контакт оператора и Сил. Воззвания, инвокации – все что нужно чтобы призвать запланированное.
6. Лита — активное действо оператора в уже построеном мифе для достижения своих целей, этот и следующий этап является кульминацией ритуала.
7. Лугнасад (Ламмас) — закрепление результата, низведение его в материальный план. Здесь может быть причастие, пиршество, жертвоприношения или освящение талисманов и так далее.
8. Мабон. Завершение, закрытие, благодарности, и так далее. Сюда же включается отпускание призванных Сил и возвращение к обычному пространству.
Естественно строго следовать этой схеме на практике не всегда нужно. Это частные примеры. Иногда некоторые пункты идут не в том порядке, или совместно, иногда они лишь подразумеваются. Акценты могут быть расставлены по-разному. Все это зависит от цели и сложности ритуала. Но это та структура, которую нужно держать в голове, и которая нанизывается на символизм наших праздников.
То есть по-хорошему, ритуал — это некое воспроизводство символических действ определенного рода. Представленные выше схемы далеко не единственные, тут огромное поле для творчества. Но важнейшее условие того, чтобы это сработало – это умение, лично ваше умение жить в мифе и ритуале, иметь определенное мышление, когда эти структуры идут не как зазубренное нечто, а когда они у вас выбиты на подкорке, и вы уже не думаете о структуре, когда пишете ритуал, она у вас есть, и есть та, которая нужна лично вам.
Да, поэтому лучший ритуал тот, который вы создали сами. Чужие брать можно и нужно, хотя бы чтоб вдохновляться ими, черпать из них идеи, структурные элементы. Но опять же, надо понимать, что и зачем вы берете и почему меняете тот или иной элемент. Чем гармоничнее будет структура – тем лучше. Чем больше оно будет гармонировать еще и лично вам – тем эффективнее будет ритуал.
Андрей Сова